Рекомендации по адаптации ребенка к детскому саду

Рекомендации по адаптации ребенка к детскому саду

Первый поход в детский сад для родителей и детей часто даже более волнительный, чем 1 сентября в школе. Всё дело в возрасте ребёнка — в 2-3 года они ещё совсем малыши и очень привязаны к взрослым. Но по разным причинам родители принимают решение посещать детский сад, и ищут рекомендации психологов, как пройти адаптацию к ДОУ максимально комфортно и без лишнего стресса. Для решения этой проблемы разработана целая система. И большая часть работы проводится не с детьми, как можно было предположить, а со взрослыми.

Кому и зачем нужен садик

Детскому саду приписывается много ролей. Основные назначения ДОУ по мнению родителей:

  • воспитание;

  • образование;

  • социализация;

  • общение со сверстниками;

  • возможность родителям работать или отдохнуть.

На самом деле, на 100% верный только последний вариант — детский сад действительно дарит взрослым возможность передохнуть или отправиться на работу. Остальные правдивы лишь частично.

Воспитанием в большей степени должны всё же заниматься родители. В детских учреждениях слишком много детей, чтобы каждому была возможность полноценно уделять внимание.

Образование также ответственность семьи. В детском саду дают основы, азы. Большая часть работы всё же ложится на плечи родителей. Мало в каких учреждениях сейчас дают полноценную подготовку к школе, поскольку дети все очень разные, как и их интеллектуальные возможности. А индивидуальный подход возможен только в небольших группах частных учреждений или на кружках.

Социализация, как и общение со сверстниками, актуальны для детей от 4,5 лет и старше. До этого возраста малышам вполне хватает мамы, папы и небольшого контакта с другими на площадках. По этой же причине большинство кружков не принимают детей до 4-х лет.

В итоге остаётся, что детский сад больше нужен родителям, а чаще маме. Социализация, общение и обучение вполне можно получать в кружках и на площадках. А полноценный отдых или рабочее время может предоставить только садик.

Как решиться водить в сад

Лёгкая адаптация к садику возможна только при чётком понимании мамы, зачем ей это нужно. Если родители не уверены, что ребёнку необходимо посещать ДОУ, стоит отложить эту затею. Всё дело в том, что дети чутко чувствуют своих взрослых. Если нет твёрдой уверенности у мамы, нет её и у малыша. А значит он просто не понимает, зачем его куда-то отводят и там оставляют. Это большой стресс. Но если ребёнок чувствует уверенность своего взрослого, ему будет значительно легче.

Если решение принято, отступать некуда. Ребёнку дали место в детском саду, что делать дальше? Быстро нести документы и записываться в группу как можно раньше. Это нужно для того, чтобы адаптация прошла мягче. Если малыш придёт одним из первых, в группе ещё будет совсем мало детей. Он сможет лучше узнать воспитателя, пообщаться, провести время вместе. Ещё не будет большой кричащей толпы сверстников. Это важно для тех, кто раньше никогда не находился в организованных детских коллективах и не знает, что это такое.

Что нужно уметь ребёнку

Есть много споров о том, какие навыки должны быть у ребёнка при посещении детского сада. Ещё недавно малышей отдавали с 2-х месяцев, и этот вопрос вообще не стоял. Затем планку подняли до трёх лет, и тогда появились определённые требования. Считается, что ребёнок к этому возрасту должен уметь обслуживать себя. Необходимые навыки для сада:

  • ходить на горшок;

  • одеваться;

  • кушать;

  • засыпать без укачиваний;

  • питаться твёрдой пищей.

Но на самом деле воспитатели в садике всегда помогают делать все эти вещи малышам. А вот то, что на самом деле важно — это речь. Ребёнок должен уметь сказать, как он себя чувствует, не обижают ли его и т. д. Это важно для родителей, чтобы быть спокойными за малыша.

Сейчас многие садики принимают детей с 2-х лет, а частные и с года. Поэтому все эти требования снова отходят на второй план. К горшку дети прекрасно привыкают в коллективе, повторяя друг за другом. Поэтому необходимости срочно приучать к нему малыша нет. В частных садиках могут быть даже разрешены подгузники.

Срочно обучать чему-то ребёнка перед походом в сад не стоит. А вот поинтересоваться правилами в той группе, где малыш будет находиться, будет полезно. Для маленьких детей особенно актуально будет узнать допустимость подгузников и возможность принести собственный горшок.

Принципы мягкой адаптации

Комфортное привыкание к детскому саду и всему новому должно происходить постепенно. При этом важно понимать, что оставить малыша первый раз в группе — это далеко не первый и не единственный шаг к успешному посещению.

Основные принципы успешной адаптации:

  1. Посещение сада не пересекается с другими стрессами (рождение последующего ребёнка, переселение в свою комнату, переезд к бабушке и др.).

  2. Ребёнок должен понимать, что происходит в садике.

  3. Новый взрослый должен быть знаком малышу.

  4. Привыкание происходит постепенно.

  5. Должно быть понимание, что ребёнка заберут домой.

Если в семье планируются грандиозные по меркам ребёнка перемены (новая кровать вместо классической с перекладинами, переезд в свою комнату или другую квартиру, появление младшего ребёнка или животного и другие ситуации), посещение садика стоит отложить на 2-3 месяца. Накладывание одного стресса на другой даст мощный отрицательный эффект. Плюс ребёнок может ошибочно решить, что от него хотят избавиться или кем-то заменить. Поэтому ему стоит привыкнуть сначала к одной ситуации, затем переходить к другой.

Когда принято решение пойти в детский сад, ещё до получения путёвки, стоит начать отыгрывать эту ситуацию. Для этого можно приобрести конструктор с предметами быта (унитаз, столики, стульчики, посуда и т. д.) или использовать кукол, мягкие игрушки. Ребёнку в доступной форме демонстрируется, что происходит в садике. Важно акцентировать внимание на положительных моментах: ребята дружат, играют, танцуют. И обязательно каждый раз (!) показывать, что всех забирают домой.

После того, как путёвка в сад получена, начинается знакомство с воспитателями и участком. Очень полезно заранее представить новых взрослых ребёнку. Это можно сделать после рабочего дня, вечером, за дополнительную плату (если воспитатель, конечно, согласится). Просто погулять вместе, поиграть и познакомиться. В этом случае идти к воспитателю в первый день будет не страшно.

Вечера стоит проводить недалеко от детского садика. Чтобы малыш видел, что всех деток забирают домой. Каждый день. Это важно для понимания, что его не бросили насовсем, а мама с папой обязательно возьмут его домой.

Первые шаги

Первое время приходить в садик лучше раньше всех. Если он открывается в 7 утра, стоит постараться привести к открытию. Это даст ребёнку возможность пообщаться с воспитателями практически наедине, лучше понять друг друга.

Психологи до сих пор не пришли к единому мнению, нужно ли родителю оставаться в группе первое время или нет. Но большинство садов предоставляют такую возможность. Нужно лишь оформленная медицинская книжка, свежие результаты флюорографии и сменная обувь. Можно показать ребёнку группу, немного поиграть, но всё же акцентировать внимание на воспитателях. Ведь это с ними дети проводят большую часть времени в саду.

Если остаться в группе нет возможности, а ребёнку очень тревожно, можно остаться в коридоре. Но договориться, что малыш пойдёт к ребятам, а мама посидит в раздевалке. И если очень захочется увидеться, она будет рядом.

Некоторые дети не могут и не хотят отпускать родителя. В этом случае правильным решением может стать уход из группы с обещанием скоро вернуться. Если утренние истерики продолжаются на протяжении 2-х недель и более, стоит задуматься о целесообразности посещения сада и подумать о других вариантах на ближайший год (няня, бабушка и т. д.).

Привыкание должно проходить постепенно. Первые три недели не стоит оставлять ребёнка на дневной сон. Ровно 21 день. Многим знаком этот срок — время формирования привычки. Нарушать это правило, прикрываясь индивидуальными особенностями детей, конечно, можно. Но тогда нет никакого смысла рассчитывать, что все остальные рекомендации сработают.

Если ребёнок уверяет, что он хочет и готов остаться на сон и до вечера, а период 3-х недель ещё не прошёл, не стоит прерывать адаптацию. Относиться к этому нужно примерно так же, как если бы малыш заявил, что готов переходить один дорогу или приготовить себе еду. Настрой отличный, но всё же пока стоит отложить этот момент.

На полпути к успеху

После периода в 21 день можно оставить ребёнка на дневной сон. Но забрать его нужно сразу после пробуждения. Так должно продолжаться ещё минимум неделю.

Последний период адаптации идёт быстрее — каждую неделю можно прибавлять по 1 часу, постепенно доходя до вечера. Но не стоит пока забирать ребёнка последним. Это может напугать его.

Весь период после начала посещения сада не стоит забрасывать игру, с которой началась адаптация. Так можно вовремя заметить проблемы в общении с детьми или отсутствие взаимопонимания с педагогами. Маме стоит просто проиграть ситуацию, а ребёнок сам наглядно покажет, что происходит.

Нужно замечать, кем чувствует себя ребёнок в садике. Он зайчик? Или цыплёнок? А кто при этом воспитатели? Лиса? Курочка? Или Волк? По ассоциациям можно многое понять о психологическом состоянии ребёнка. Но не нужно сразу ругаться с воспитателями или идти к директору. Первое время следует просто наблюдать. Возможно, малышу требуется время, чтобы привыкнуть к новой обстановке и людям.

Пройти период расставания и приучить ребёнка к садику ещё не самая сложная задача. Впереди осознание своей роли в коллективе, выстраивание взаимоотношений со сверстниками, ссоры, дружба. И всё это очень волнительно и ново не только для него, но и для родителей. Поэтому в первую очередь спокойны должны быть они. Ведь если счастлива мама, счастлив и ребёнок.