Эффективные способы поднять самооценку и уверенность ребенку

Эффективные способы поднять самооценку и уверенность ребенку

Дети рождаются с ощущением собственной ценности. Примерно до 3-х лет они чувствуют себя безмерно важными, самыми главными на планете. Так работает механизм эволюции. Плюс до этого времени окружение ребёнка часто ограничивается родными людьми, для которых он безусловно хороший. Но затем подключается социум: детский сад, площадки, кружки, школа… Тут и происходит переоценка себя, серьёзные конфликты и разочарования. Одним словом, социализация. Для успеха в этом мире важно научить ребёнка не терять своё «Я» за мнениями других, верить в свои силы и отстаивать собственные интересы.

Откуда берётся самооценка

Если посмотреть на термин, кажется, что самооценка — это внутренняя оценка самого себя. Но разве дети способны к таким глубинным монологам? Не то, чтобы они этого не могли, просто обычно рефлексия им не так интересна, как игры и общение со сверстниками. Тогда откуда у ребёнка могут появиться проблемы с самооценкой?

Дело в том, что дети часто переносят оценку социумом на себя. Не получается дружить? Мама ссорится с папой? Учителя ругают за непонимание? Значит, я плохой. Мы, взрослые, осознаём, что есть масса факторов, на которые человек не может повлиять. И все они никак не связаны с тем, хорошие мы или плохие. Но дети ещё не видят эти грани, ведь их личность только формируется, поэтому им нужна помощь.

7 секретов для детей от 0 до 3-х лет

Кажется, что родителям малышей ещё рано беспокоиться о самооценке. Но на самом деле начинать стоит именно в этом возрасте. Тогда высок шанс, что в более старшем проблема не возникнет вообще.

Есть 7 секретов, как вырастить малыша со здоровой самооценкой:

  1. Безусловная любовь — ребёнок не должен заслуживать улыбку или доброе слово, это даётся ему по умолчанию.

  2. Телесный контакт — важен не только грудничкам, но и беспокойным тоддлерам. Это даёт чувство важности и защищённости.

  3. Здоровый риск — не нужно постоянно всё запрещать и всего опасаться, пусть малыш залезет на табуретку или лесенку, просто будьте рядом и страхуйте.

  4. Адекватная похвала — хвалить нужно соответственно возрасту. Для малыша действительно достижение пройти пару шагов, собрать пирамидку или застегнуть кофту, хотя для взрослых этот успех может быть сомнительным.

  5. Ласковое общение — взрослые не общаются между собой приказами, с детьми так поступать тоже не стоит. Их так же нужно просить и благодарить.

  6. Проговаривание эмоций — особенно важно для малышей, ведь они ещё не понимают, что чувствуют и как это называется.

  7. Принятие — не отвергать за шалости, не называть плохим, не обещать кому-нибудь отдать никогда(!). Ваш ребёнок должен понимать, что он достаточно хорош для вас.

На самом деле, безоговорочно выполнять все 7 пунктов всегда и в любой ситуации почти невозможно. Для этого воспитание самого родителя должно соответствовать всем мыслимым и немыслимым нормам, а этим мало кто может похвастаться в реальном мире. Поэтому стоит хотя бы стараться придерживаться этих правил. И не винить себя, если что-то не вышло, но замечать, когда получилось.

Дошкольники: к самооценке через игру

В так называемый «садиковский» возраст дети входят в полной уверенности в своей неотразимости. Но им приходится столкнуться с суровой реальностью: таких идеальных ещё 20 штук и все в одном помещении. Как ребёнку не потерять свою личность в этих условиях? Это большая тема для разговора об адаптации к детскому саду. (вставьте сюда ссылку на статью про сад)

Если возраст до 3-х лет успешно пройден, а проблема с самооценкой всё же возникла, работать с ней нужно через игру.

3 эффективные игры для работы с самооценкой:

  1. «Плюс-минус»: попросить ребёнка назвать свои плюсы и минусы (можно попросить вспомнить слова воспитателей или других важных взрослых о нём). Плюсы просто фиксируются родителями, ведь полезно знать, что ребёнок в себе ценит. Каждый недостаток нужно проговорить вслух и найти для него новое слово («часто боюсь» — осторожный, а не трусливый, «неугомонный» — активный, «вредный» — с характером).

  2. «Карта характера»: фотография ребёнка или картинка, с которой он себя ассоциирует (обычно герой сказки или мультика), помещается в центр большого листа, а вокруг него малыш наклейками дорисовывает то, каким он хотел бы быть. Для этого можно взять животных: сильный медведь, храбрый кот (тот, что в сапогах, но подойдёт любой), весёлая обезьянка и т. д. Получившийся коллаж можно повесить на видное место как символ того, кем ребёнок может стать.

  3. «Маленький взрослый»: все дошкольники (да и дети в целом) хотят скорее стать взрослыми. Можно иногда давать им такую возможность: пусть он сходит за хлебом сам (мама, конечно, будет стоять чуть поодаль, но важно, чтобы расплатился ребёнок самостоятельно), вымоет посуду (только не нужно перемывать тут же у него на глазах) или подметёт пол. Но только то, что выберет себе сам как взрослый. Это не трудотерапия, а лишь возможность почувствовать себя старше, значимее, а может и похвастаться друзьям.

Как в играх, так и в жизни важно не просто хвалить, а замечать достижения ребёнка. Не стоит на всё говорить: «Молодец!». Иначе это сформирует привычку к похвале и не совсем адекватную самооценку. В жизни не всё всегда получается, детям важно это знать. Будет очень больно в школе, когда слово «молодец» станет звучать значительно реже. Это может значительно ухудшить как поведение, так и успеваемость.

Если хотите похвалить ребёнка, говорите, что видите. «Этот рисунок очень яркий!», «Сегодня линии уже ровнее, чем вчера», «Смотри, ты постарался и у тебя получилось», — эти и подобные им фразы концентрируют внимание на затраченных усилиях. Так ребёнок учится оценивать себя не только по результату, но и по вложенному труду.

Младшие школьники: супергерои или неумехи

Больше всего самооценка детей страдает при переходе из детского сада в школу. Больше никто не умиляется их закорючкам и громким песням, зато требуют дисциплины и ровных линий. Этот переход — большой стресс для ребёнка и тема для отдельного разговора о подготовке к школе (вставьте сюда ссылку на статью об этом).

Самооценка младших школьников страдает от несправедливости мира даже чаще, чем это происходит у подростков. Они чувствуют себя неумехами, хотя ещё полгода-год назад были не меньше, чем супергероями. Поход в школу, уроки и домашние задания часто сопровождаются страхами, повышенной тревожностью.

Есть 4 способа вселить в ребёнка уверенность в себе:

  1. Через смех: ребёнку предлагается озвучить свой страх (выйти к доске, заговорить с новым знакомым и т. д.), а затем придумать монстра этого страха и нарисовать его. В готовом рисунке можно найти массу забавных вещей (большие уши или кривая рожица). Если вместе подразнить монстрика и посмеяться над ним, это разрядит обстановку и снизить значимость страха.

  2. Через сочувствие: работает со страхами «материальными», то есть собак, хулигана из школы, монстров под кроватью и т. п. Ребёнок озвучивает, чего он боится, а родители вместе с ним начинают размышлять, почему «оно» так делает: монстр прячется под кроватью потому, что с ним никто не дружит, его нужно пожалеть. Хулиган не умеет играть как все, поэтому злится и дерётся, ему можно посочувствовать. Собака лает от страха перед большими сильными людьми, а может её саму обижали… Так можно пожалеть кого угодно, и он станет не таким уж и страшным.

  3. Через дружбу: страх можно не просто нарисовать, но и дать ему имя. И подумать, как с ним подружиться? Если монстрик боится выходить к доске, может ребёнок будет ему подсказывать? Если он боится общаться, может стоит первым с ним заговорить? Или держать за руку во время знакомства? С каждым монстриком можно подружиться, попробуйте!

  4. Через цели: обычно страх иррационален и мешает жить, поэтому от него хотят избавиться. Для этого нужно понять, зачем ребёнку перестать бояться: чтобы было больше друзей, чтобы ходить по улице без страха, чтобы получать хорошие оценки и т. д. После этого работать со страхом станет проще, ведь появится цель. Затем определить награду за победу: ту, что сам себе назначит ребёнок. И родителям вместе с малышом составить и согласовать план действий: подружиться с уже знакомой (соседской, например) собакой, затем пройти в метре от незнакомой и т. д. Постепенные небольшие шаги помогут избавиться от страха, а победа над ним добавит уверенности в себе.

Работа над самооценкой ребёнка в большой степени зависит от родителей. Одной похвалы стандартными фразами недостаточно для того, чтобы повысить уверенность в себе и осознать собственную ценность. Только постепенные планомерные занятия небольшими шагами и знакомство ребёнка с самим собой приведёт к успеху и даст долгосрочный устойчивый результат.

А как же остальные

Особенность предподростков и тем более подростков в том, что они осознают себя почти взрослыми. Игры и ассоциативные методики использовать с ними бессмысленно. Остаются только долгие душевные разговоры на кухне. О принятии, о различиях людей, о чувствах и эмоциях, а где-то даже о своём опыте. Только не надо преподносить его как «в наше время такого не было…». Лучше подходить с позиции, что родители тоже люди со своими недостатками. Так больше шансов получить понимание со стороны ребёнка.

Как ускорить процесс

Самооценка ребёнка сначала долго формируется, затем сложно корректируется. Чтобы поднять её силами родителей и детей нужно много времени и терпения. К сожалению, они есть не у всех взрослых.

Ускорить наступление положительного результата можно обратившись к психологу. На консультации обязательно должны присутствовать родители, если ребёнку нет 14 лет. Взрослым нужно быть готовым к тому, что работа будет в том числе и с ними. Ведь семья — это система, где невозможно «чинить» одно звено, не трогая другие. На поведение ребёнка влияет не только социум, но и взаимоотношения с родителями, а также воспитание.