1 сентября традиционно считается праздником, но с этим вряд ли согласны родители первоклассников. Это важный и ответственный день, при этом взрослым нужно оставаться максимально спокойными. Сделать поход в школу действительно праздничным мероприятием и обеспечить ребёнку комфортную адаптацию к школе возможно, если постараться следовать рекомендациям психологов.
Школа будущего первоклассника: добро или зло
Подготовка к школе на самом деле начинается задолго до 1 сентября. Обычно родители заботятся об этом примерно за год до события. Первое, что часто приходит в голову — школа будущего первоклассника. Это кажется хорошей идеей, ведь там ребёнку объяснят правила поведения, научат читать и писать, познакомят с дисциплиной и преподавателями. В целом это будто бы снимает ответственность с родителей.
На самом деле психологи пришли к единогласному мнению — школа будущего первоклассника несёт больше вреда, чем пользы. Слишком рано дети садятся за парту. В этом возрасте они ещё не способны так долго удерживать внимание, да и не хотят. Им нужно бегать и играть, а не сидеть на скучных уроках (если смотреть правде в глаза, большинство учителей в школе не стараются привнести элементы веселья в занятия). В результате у детей формируется ошибочное представление, что школа — это скучно.
Если желания испортить первое впечатление о школе нет, стоит отказаться от посещения ШБП. Лучше отправить ребёнка на интересный кружок или сразу в два. Тогда 1 сентября у него будут темы для разговора со сверстниками, и знакомство пройдёт комфортнее.
Как морально подготовить к школе
Часто в семьях звучат фразы: «Как же ты такой будешь в школе...», «Ох, и сложно же тебе будет в школе» или вообще «Вот пойдёшь в школу, там тебе покажут!!!». Понятно, что родители так говорят о своей тревоге и пытаются призвать детей к порядку. Но на самом деле это формирует отрицательное мнение о школе и даже пугает. Какой реакции потом ждать от ребёнка? Конечно, не самой лучшей и не той, которую ожидают родители.
Лучше готовить к школьной жизни весёлыми историями и положительными примерами. Есть много книжек, где главный герой ходит в школу и находит себе новых друзей. Их называют терапевтическими сказками. С первоклассниками они работают отлично, поскольку дети 5-7 лет обладают самой яркой и бурной фантазией среди всех людей.
Играть в школу тоже хорошая практика адаптации. Можно выдать ребёнку указку и предложить научить чему-то свои игрушки. В современных магазинах есть также детские меловые и маркерные доски. На них здорово тренироваться отвечать будто у доски, рассказывать стихи от лица игрушек и ставить оценки. Конечно же, только пятёрки.
Школа должна ассоциироваться у ребёнка не столько с партами и звонками, сколько со знаниями и друзьями. Это весёлое время, которое приятно вспоминать. Родители могут рассказать пару весёлых историй из своей жизни. Так можно не только правильно настроить ребёнка, но и ещё больше сблизиться с ним.
Как научить учиться
На самом деле процесс обучения заложен в детях генетически. Если бы это было не так, человечество не выжило бы. Но современный уровень развития технологий говорит о том, что учиться мы все умеем с рождения. Когда же происходит «поломка», и дети вдруг перестают тянуться за знаниями?
Часто родители сами создают это проблему. Сначала ребёнку всё запрещается, так как опасно. Этот период длится примерно до 3-х лет. После этого ребёнку продолжают всё запрещать, так как делает он всё не очень ловко. Обычно с 3 до 5 лет дети любят помогать взрослым по дому, но выполняют это не совсем качественно, скорее даже мешают. Поэтому их просят посидеть спокойно, пока мама или папа закончат дела. Или вообще включают мультики.
С 5 до 7 лет начинается новый интересный этап — попытки заставить учиться. Скоро в школу же, пора готовиться. Сажают ребёнка за парту, пытаются писать скучные прописи, что-то лепить и рисовать… Но в это время детям нужна игра! Они не хотят сидеть и выводить просто линии, хотя с удовольствием нарисовали бы рельсы для поезда или линию взлёта самолёту… Взрослые часто не догадываются об этом, считая своего ребёнка просто ленивым. Возникают ссоры, которые окончательно отбивают желание учиться.
Лучший способ научить ребёнка учиться — не мешать. Даже если до этого 7 лет всё шло не по плану, и желание уже улетучилось. Оно обязательно вернётся, ведь люди так устроены. И ещё не поздно помочь будущему школьнику. Родители могут подобрать кружок по интересам. Там также будут учить новому и разбудят спящую тягу к знаниям. А дальше похвалой и душевными разговорами взрослые закрепят результат.
Нужно помнить ещё один момент: дети во многом копируют родителей. Если один из них вечно на кухне, а второй у телевизора, то агитировать за чтение просто абсурдно. Лучше выбрать книжку, подходящую под возраст ребёнка, и читать её по очереди за воскресным завтраком. Или договориться искать 1 интересный факт в неделю и озвучивать его за ужином в субботу. Дети всегда стараются понравиться родителям и подражают им. Поэтому начинать работу часто стоит с себя.
Как подружиться с одноклассниками
Не так страшна школа, как дети в ней. По крайней мере для родителей. Переживания особенно часто возникают насчёт застенчивых и скромных детей.
Первый лайфхак: пойти в школу рядом с детским садом или узнать, куда идут друзья ребёнка. Тогда у него будут знакомые в классе, что значительно облегчит адаптацию. Либо можно договориться с другими родителями после формирования класса, но до 1 сентября собраться вместе и познакомиться.
Второй лайфхак: обсудить заранее темы для разговора с одноклассниками. Это может быть поездка летом на дачу или на отдых, кружки, которые посещает ребёнок, или просто его интересы. У человека с насыщенной жизнью и широким кругозором всегда есть, о чём поговорить. А чтобы ребёнок таким был, нужно просто чаще проводить с ним время вместе и рассказывать обо всём, что он спрашивает.
Третий лайфхак: пустырник маме. Все дети ходят в школу и как-то общаются с ровесниками. Вряд ли это будет сложнее, чем в детском саду. Даже если сначала что-то будет не клеиться, нужно дать время на адаптацию. И спокойно ждать. Делать выводы про обстановку в классе стоит минимум через месяц после начала учебного года (исключая случаи физического насилия и травли).
Гаджеты: помощники или отвлекающий фактор
В нашу жизнь прочно ворвались технологии, и игнорировать их бессмысленно. Гаджеты помогают быстро узнавать новое с одной стороны и уменьшить тревожность родителей с другой.
Виды гаджетов у детей:
-
Смартфон — нужен, чтобы звонить родителям, но также играть, сидеть в интернете и отвлекаться. Поэтому лучше отдать предпочтение простой модели, а не покупать самую современную. Стоит учитывать и то, что дети часто теряют телефоны или разбивают их.
-
Смарт-часы — позволяют отслеживать передвижения и узнать обстановку вокруг. Но часто первоклассники ещё не настолько ответственные, чтобы воздержаться от звонков родителям каждую перемену. Это отвлекает от работы.
-
Планшет — в идеале с него можно читать книги, разгадывать головоломки и заниматься другими развивающими делами. Но в реальности на нём смотрят мультики и фильмы, ставят обычные, часто платные, игры.
Из чего можно сделать вывод, что гаджеты младшему школьнику не нужны. Они отвлекают, могут разбиться или потеряться. А ещё современные устройства могут нервировать учителей, которым и так непросто удерживать внимание нескольких десятков вчерашних детсадовцев. Поэтому стоит по возможности отказаться от гаджетов.
Если ребёнку приходится самостоятельно ходить домой или на работу к родителям, без устройств никак не обойтись. Но выход есть: оставлять гаджеты учителю. По окончании уроков он отдаст телефон или смарт-часы ребёнку. Так и школьники не будут отвлекаться, и преподаватели останутся спокойны, и родители будут на связи.
Если в школе скучно
Процесс школьного обучения адаптирован под среднего ребёнка. Из-за большого количества детей в классах индивидуальный подход становится невозможен. И здесь трудности возникают с двух сторон: кто-то не успевает, а кто-то откровенно скучает. Мотивация к обучению пропадает в обоих случаях.
Что делать, если ребёнок не успевает в школе:
-
Поговорить с педагогом — самый первый, но часто неочевидный шаг. Позволяет понять степень проблемы и выяснить причину.
-
Нанять репетитора — самый популярный выход. Индивидуальный подход часто решает проблему ученика, но если трудности с ограниченным числом предметов.
-
Перевести в другой класс — радикальная мера, но позволяет не терять связь с друзьями. Программа и задания другого класса могут оказаться по силам, а общение со знакомыми из параллели будет происходить на переменах.
-
Сменить школу — самый радикальный, но иногда необходимый вариант. Речь не идёт о специализированных учреждениях. Часто в одной школе выбирают сложные программы, а в другой более простые.
Взрослым нужно внимательно относиться к ребёнку и адекватно оценивать уровень его подготовки и успеваемости.
Излишне активная подготовка к школе может стать причиной наличия у ребёнка избыточных знаний. Таким детям скучно на уроках, они могут отвлекаться, переговариваться с другими. В первом классе достаточно научить такого ребёнка находить себе тихое дело без привлечения сверстников. Обычно ко второму году обучения дети выравниваются в знаниях. Но если этого не произошло, стоит поинтересоваться вариантом перевода в класс постарше. Иначе ребёнок может потерять интерес к процессу на весь период обучения.
Что на самом деле важно
При подготовке к школе много внимания уделяется умению писать и считать. Но на самом деле всему этому дети способны научиться за месяц.
Действительно важно для школы:
-
Психологическая готовность — ребёнок способен усваивать информацию, может высидеть урок.
-
Режим — первоклассник должен быть готов к ранним подъёмам и укладыванию до 22.00.
-
Мелкая и крупная моторика — умеет и ребёнок управлять своим телом.
-
Эмоциональная стабильность — учитель не сможет успокаивать каждого ребёнка, а разочарования и трудности на уроках будут встречаться не единожды.
Новые знания и горящие глаза — вот что ценно. А оценки и поведение не так важны в этой жизни. Успеха легко может добиться и троечник, если чувствует за спиной поддержку и банально умеет учиться.